Особенности образовательного процесса

Характеристика образовательных программ
по ступеням обучения

Ведущими подходами при организации образовательного процесса гимназии является личностно-ориентированный подход. обеспечивающий признание личности как субъекта образовательного процесса. Главным методологическим ориентиром в организации гимназического образования направленность обучения, которая призвана обеспечить изучение и принятие многозначности окружающего мира, свободы выбора жизненной позиции и гармоничности умственного труда, а также обеспечить мотивированность выпускников гимназии на продолжение образования.

Общая характеристика основной образовательной программы начального общего образования

Основная образовательная программа (далее по тексту – ООП)  начального общего образования МБОУ «Гимназия №1» ориентирована на выполнение федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования, удовлетворение образовательных потребностей региональной, муниципальной систем образования, а также основных потребителей образовательных услуг – обучающихся и их родителей. Она направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное и интеллектуальное развитие, социальное и личностное становление. Основные компоненты программы создают условия для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

ООП разработана совместно с Советом школы и педагогическим коллективом, рассмотрена на заседании педагогического совета,  утверждена приказом директора гимназии.

ООП организации, осуществляющей образовательную деятельность «Гимназия №1» выполняет следующие функции:

— структурирует содержание образования в единстве всех его составляющих компонентов – содержательных, методологических, культурологических, организационных;

— определяет педагогические условия реализации содержания образования, требования к объему, темпам и срокам прохождения учебного материала;

— определяет подходы к содержанию и формам реализации контрольно-диагностической функции, базирующейся на современных мониторинговых технологиях оценки качества образования;

— определяет ресурсы эффективности образовательного процесса: уровень профессионально-педагогической подготовки коллектива, состояние образовательной среды школы, уровень методической обеспеченности образовательного процесса, степень информатизации образовательного процесса.

Цель  реализации  основной  образовательной  программы начального общего образования МБОУ « Гимназия  №1» «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» (ФГОС, с.6) Для реализации поставленной цели  реализуются следующие задач:

  • формирование общей культуры, духовно­нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
  • обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
  • становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
  • обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее — дети с ОВЗ);
  • обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно­технического творчества и проектно­исследовательской деятельности;
  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
  • использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа;
  • предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (г.Воронежа, Коминтерновского, района),
  • формирование у обучающихся базовых предметных знаний и представлений о мире, обеспечивающих выполнение требований ФГОС к результатам начального общего образования и адекватных возрастным возможностям обучающихся; формирование на основе этих знаний предметных умений, нашедших отражение в требованиях ФГОС;
  • развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и познавательных интересов;
  • развитие мышления детей, готовности выполнять различные умственные действия (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения  и т.д.;
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, в том числе учебной;
  • становление информационной грамотности, умения находить нужную информацию, работать с ней и использовать для решения различных задач;
  • воспитание коммуникативной культуры, умения взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе и в целом умения общаться в устной и письменной форме;
  •  укрепление физического и духовного здоровья  обучающихся;
  •  компьютерные компетенции.

Комплексное решение названных задач, предусмотренное программой начального общего образования, обеспечивается реализацией системно-деятельностного, гуманно-личностного, культурологическогои здоровьесберегающего подходов.

Основная образовательная программа МБОУ «Гимназия №1» соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании»: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся

Образ выпускника начальной школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на начальной ступени.

Нравственный потенциал.

  • Восприятие и понимание обучающимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «товарищ».
  • Внутренняя потребность выполнять правила для обуч-ся, умение и стремление различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников.
  • Обретение опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, активное участие в процессе жизнедеятельности класса и школы.

Познавательный потенциал.

  • Формирование основных умений навыков учебной деятельности (чтение, письмо, счет).
  • Формирование навыков самоконтроля учебных действий и развитие теоретического мышления.
  • Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию.

Коммуникативный потенциал.

  • Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: говорить, слушать, сопереживать, сочувствовать.
  • Проявление внимания и интереса к другим людям, окружающей природе, животному миру.

Эстетический потенциал.

  • Эстетическое восприятие предметов и явлений в окружающей социальной и природной среде.
  • Наличие индивидуального эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.

Физический потенциал.

  • Соблюдение режима дня и правил личной гигиены.
  • Осознанное стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.
  • Желание потребовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.

Руководствуясь тезисом о «самоценности ступени начального образования как фундамента всего последующего образования» (ФГОС, с.4) ООП ставит своей целью создать (обеспечить) образовательное пространство, в котором реализуются:

  • системно-деятельностная парадигма образования, которая предполагает наличие у учащихся учебно-познавательной мотивации, умение определять (ставить) цель предстоящей деятельности и планировать её, а также оперировать логическими приёмами мышления, владеть самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными действиями
  • концепция развития универсальных учебных действий младших школьников (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), разработанная на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой, С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. В соответствии с этой концепцией
  • универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. УУД обеспечивают формирование психологических новообразований и способностей учащихся, которые в свою очередь определяют условия успешной учебной деятельности.

Планируемые результаты освоения  ООП НОО:

личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности;

метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),  составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);

предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.

На основании приказа №373 от 6.10.2009г. Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования» и приказа №1241 от 26.11.2010г. Минобрнауки РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки №373» 1-4  классы  реализуют ФГОС НОО.

Целями основной образовательной программы начального общего образования являются

  • создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия;
  • сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка;
  • развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и с собой через: побуждение и поддержку детских инициатив в культуросообразных  видах деятельности, обучение навыкам общения и сотрудничества, поддержание  оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора, формирования желания учиться и основ умения учиться — постоянно расширять границы своих возможностей .

Так как начальное общее образование является базой для всего последующего обучения, то задачами обучения в системе начального образования являются овладение учащимися чтением, письмом, счетом, основными  навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

  • сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);
  • научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения;
  • научиться контролировать и оценивать свою работу и продвижение в разных видах деятельности;
  • овладение коллективными формами учебной роботы и  соответствующими социальными навыками;
  • овладеть высшими видами игры (игра-драматизация,  режиссерская игра, игра по правилам). Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнерами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему;
  • научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладеть средствами и способами воплощения собственных замыслов;
  • приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться  правильно выражать свои мысли и чувства.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы.

На начальной ступени образования создаются условия и предоставляются возможности для полноценного освоения учащимися следующих действий и систем действий:

  • инициативный поиск построения средств выполнения предлагаемых учителем заданий и проба их применения;
  • самоконтроль выполнения отдельных действий: соотнесение средств, условий и результатов выполнения задания;
  • адекватная и автономная самооценка учебных достижений;
  • самостоятельное написание собственных осмысленных и связанных текстов объемом не менее 350 знаков.

Целями основной образовательной программы основного общего образования являются:

создание условий для качественного обучения и формирование основ компетентности, через организацию различных форм образовательного процесса и использование инновационных и информационно-коммуникационных технологий.

Виды деятельности подростка, связанные с образовательным учреждением.

  • Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции — контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.).
  • Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта.
  • Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения.
  • Творческая деятельность, направленная на построение образа себя, самоизменение.
    Конкретные виды деятельности подростков, которые реализуются в образовательном учреждении МБОУ  «Гимназия №1», определены самим образовательным учреждением совместно с заинтересованными другими участниками образовательного процесса

Базовые требования к результатам освоения ООП основного общего образования.

На этапе основного общего образования должны быть созданы условия и предоставлены возможности для полноценного освоения учащимися следующих действий и систем действий:

  • инициативная проба самостоятельного продвижения в разделах определенной образовательной области (образовательный интерес и образовательная амбиция);
  • произвольное соотнесение выполняемого действия и обеспечивающих его знаковых средств (схем, таблиц, текстов и т.п.);
  • произвольный переход от одних знаковых средств к другим и их соотнесение (например, соотнесение графика и формулы);
  • освоение и понимание связи понятий, описывающих раздел образовательной области или учебного предмета;
  • самостоятельное владение различными формами публичного выражения собственной точки зрения (дискуссия, доклад, эссе и т.п.) и их инициативное опробование;
  • адекватная оценка собственного образовательного продвижения на больших временных отрезках (четверть, полугодие, год)

Целями основной образовательной программы среднего (полного) общего образования являются:

  • выстраивание образовательного пространства, через создание условий для социального и образовательного самоопределения старшеклассника;
  • обеспечение условий для получения гимназистами старших классов качественного современного образования, позволяющего выпускнику занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию, поступить и успешно обучаться в выбранном ВУЗе.

Виды деятельности старших гимназистов:

  • Учебно-образовательная деятельность в стартовых формах вузовского образования (лекции, семинары, тренинги, практикумы, и т.п.)
  • Исследовательская деятельность по конкретной профильной теме.
  • Деятельность по формированию своего профессионального, личностного и гражданского самоопределения (пробы, рефлексия).

Задачи, решаемые старшими гимназистами разными видами деятельности.

  • Освоить стартовые формы вузовского образования и связанные с этим способы личностной организации.
  • Выработать приемы и методы организации индивидуальной учебной деятельности.
  • Выделить сферу своих интересов в связи с современными экономическими, политическими, социальными и научными проблемами. Освоить экспериментальные и поисковые формы организации деятельности.
  • Овладеть стартовыми методиками организации коллектива.
  • Сформировать стартовые представления о сфере своих профессиональных интересов, овладеть методами личностной организации.

Требования к результатам освоения программы основного общего образования.

Базовые требования к результатам освоения ООП на этапе общего среднего образования:

  • инициативное опробование собственной (индивидуальной) образовательной программы: произвольное соотнесение ценностей, целей и ресурсов планируемой деятельности;
  • определение собственного поля образовательных достижений;
  • освоение понятийного строения образовательной области;
  • различие подходов в построении области знаний.

Основные направления воспитательной деятельности.

В МБОУ «Гимназия № 1» реализуются следующие направления воспитательной деятельности (в рамках Областной Концепции воспитательной деятельности), рамках Российского движения школьников

1) Духовно-нравственное воспитание
2) Воспитание здорового и безопасного образа жизни
3) Воспитание гражданина и патриота России
4) Социальная поддержка детей и молодежи
5) Художественно-эстетическое воспитание
6) Туристическо-краеведческое воспитание
7) Экономическое воспитание
8) Экологическое воспитание

9) Волонтерское движение

10) Профилактическая работа

11)Профориентационная работа

Организационные компоненты содержания воспитательной деятельности.

         К компонентам  содержания воспитательной деятельности можно отнести темы-доминанты, программы, спецкурсы и т.д. (в т.ч. в системе дополнительного образования), характеризующие то или иное направление воспитательной деятельности и раскрывающие его сущность.
К направлению второму (Воспитание здорового и безопасного образа жизни) можно отнести следующие темы-доминанты: «Здоровый образ жизни», «Спорт», «Туризм», «Профилактика употребления ПАВ»; к направлению третьему и четвертому ( Воспитание гражданина и патриота России , Социальная поддержка детей и молодежи) — «Мала родина», «Милосердие» (благотворительные акции), «Семейные традиции», «Половое воспитание»; к направлению «Наша Родина» — «Я – гражданин», «Национальные традиции», «Защитник Отечества», «Детские и молодежные общественные организации»; к направлению пятому (Художественно-эстетическое воспитание) — «Эстетическое воспитание», «Культура поведения», «Творчество», «Искусство»; к направлению восьмому (Экологическое воспитание) — «Краеведение», «Защита природы», «Глобальная экология», «Экология человека», «ЭкологиЯ»; к направлению седьмому (Экономическое воспитание) — «Трудовое воспитание», «Экономические знания», «Профориентационная деятельность», летняя практика; к направлению первому (Духовно-нравственное воспитание) — «Воспитание толерантности», «Противодействие асоциальным явлениям», «Правовая культура», «культура общения».
Эти темы-доминанты должны учитывать возрастные особенности обучаемых и быть сориентированы на возможности в практике реализации различных образовательных структур.

  1. Духовно-нравственное воспитание (соответствует нравственному воспитанию учащихся) – организация деятельности педагога, ориентированной на воспитание личности обучающегося, развитие его индивидуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, правовое воспитание, формирование толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания.
  2.  Воспитание здорового и безопасного образа жизни (соответствует физическому воспитанию учащихся)  — организация деятельности по профилактике употребления ПАВ, здорового образа жизни, организация туристической и спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности: здоровье тела, духа, разума.
  3. Воспитание гражданина и патриота России (соответствует патриотическому, гражданскому воспитанию) – организация деятельности по изучению национальных традиций, этнических культур, деятельности детских общественных организаций.
  4. Социальная поддержка детей и молодежи (соответствует семейному воспитанию, работе с родителями) – организация работы с семьей, изучение семейных традиций, организация совместной деятельности семьи и школы, актов милосердия, изучение ролевых особенностей в семье, понятий «мать», «отец», изучение основ семейных взаимоотношений.
  5.  Художественно-эстетическое воспитание (соответствует эстетическому воспитанию) – организация деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей формированию чувства прекрасного.
  6. Экономическое воспитание (соответствует трудовому воспитанию) – организация трудовой и профориентационной деятельности обучаемых, деятельности по воспитанию у учащихся трудолюбия, культуры труда.
  7.  Экологическое воспитание(соответствует экологическому воспитанию) – организация природоохраннойдеятельности
  8. Туристическо-краеведческое (соответствует краеведческому воспитанию)- организация и проведение экскурсий по изучению своего города, своего региона, своей Родины.
  9. Волонтерское движение ( способствует социализации гимназистов, развитию духовно-нравственного потенциала)
  10. Профилактическая работа способствует здоровому образу жизни
  11. Профориентационная работа способствует самореализации и самоопределению гимназистов

 Виды внеклассной, внеурочной деятельности.

         В МБОУ «Гимназия № 1» реализуются следующие виды внеклассной, внеурочной деятельности:
— Коллективно-воспитательные — классные часы, диспуты, беседы, вечера встреч, конференции, традиционные гимназические праздники, самоуправление.
—  Практические – походы, экскурсии, конкурсы, занятия в кружках и секциях, проектная деятельность.
— Наглядно-тематические – выставки художественного творчества, книжные выставки, тематические выставки.

  1. Воспитание в процессе обучения.

Внедрение технологий развивающего, личностно ориентированного обучения, игровых, коммуникативных технологий, использование групповых форм работы на уроке, работа в парах постоянного и сменного состава. Уроки здоровья, проведение бесед, различных видов самостоятельных работ. Использование исследовательского, проблемно-поискового методов обучения. Проведение нестандартных уроков. Работа НОУ (научного общества учащихся), ТОУ (творческого общества учащихся).СОУ (спортивные объединения)

  1. Формы  внеурочной деятельности в 1-4 классах.

а) формирование мировосприятия на основе развития познавательного потенциала:

— организация кружков СОУ(, «Хореография», «Изобразительное искусство»;
— проведение бесед по научной организации труда: «Я, минута и знание», «Учись учиться с увлечением», «Поиск нужной книги»;
— проведение «Недели детской книги», библиотечных уроков;
— игры-беседы «Белые пятна на карте нашей области» по программе «Край родной».

б) формирование мотивационно-ценностного поведения:

— нравственное воспитание: деловые игры, сюжетно-ролевые игры по культуре общения, разыгрывание коммуникативных ситуаций;
— классные часы, вручение подарков, сувениров для ветеранов, малышей детского сада, концерты проведение благотворительной акции «Милосердие»;
—  проведение цикла эстетических бесед по культуре поведения «Как себя вести», «Школа вежливости»;

— воспитание гражданственности и патриотизма: классные часы, концерты, экскурсии в краеведческий музей, встречи с ветеранами ВОВ; конкурсы чтецов, рисунков, сочинений на патриотическую тему, поздравление Совета ветеранов Коминтерновского района;
— экскурсионное краеведение;

— воспитание культуры труда и формирование первых представлений об экономической культуре: хозяйственно-бытовой труд на пришкольном участке, дежурства в классе школе, летняя практика:

— работа по благоустройству территории гимназии, экскурсии на предприятия микрорайона ;
— работа по профориентации;

— экологическое воспитание: экскурсии, посещение зоосадов, занятия в кружках, проведение викторин на тему природы, работа с фенологическим календарем, внеклассные часы;

— эстетическое воспитание: экскурсии в музеи, посещение выставок, концертов, занятия в кружках и секциях.

— физическое воспитание: проведение бесед «Как стать сильным и ловким»;
— соревнования, подвижные и спортивные игры, участие в спортивных секциях и работе района и города по физическому воспитанию;
— семейное воспитание: праздники семьи, выставки рисунков, поделок (семейные увлечения), составление родословных, составление рассказов и написание сочинений «Моя семья», экскурсии на производство к родителям, проведение родительского всеобуча, родительских конференций;
— игровые семейные конкурсы «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов.

в) процессуально-деятельностное направление:

 — включение младшего школьника в различные виды учебной и внеклассной деятельности; развитие социальной активности личности школьника через индивидуальные и коллективные поручения, формирование качеств лидера, организатора и исполнителя;
— создание микроколлективов, введение элементов самоуправления.

  1. Формы  внеурочной деятельности с учащимися 5-11 классов.

а) формирование мировосприятия на основе развития познавательного потенциала:

— использование образовательных программ учебных предметов, возможностей межпредметных связей в воспитательной деятельности;
— проведение олимпиад, конкурсов, встреч, библиотечных часов, декадников по предметам, дней знаний, клубов по интересам, викторин, фестивалей, праздников, бесед.

б) формирование мотивационно-ценностного поведения:

— нравственное и эстетическое воспитание:
— акции милосердия;
— классные часы по правовой тематике;
— диспуты, беседы о гуманизме и нравственности; часы и уроки раздумий о милосердии и доброте;- вечера, праздники («Гимназическая Весна», «Восходящая звезда», «За честь гимназии» и др.);
— организация работы с подростками, состоящими на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, на внутришкольном учете, и с родителями;
— организация работы по профилактике асоциальных явлений в подростковой среде;
— активизация работы по развитию толерантности, преодолению ксенофобии (диспуты, классные часы);
— привлечение работников правоохранительных органов, общественности к организации мероприятий;

— воспитание гражданственности, патриотизма:
— воспитание гражданского и патриотического сознания у детей и молодежи (областной конкурс «Гражданин Воронежского края – гражданин России», конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия» конкурсы творческих работ детей), проведение областных и районных фестивалей творческих и патриотических объединений;
— активизация работы по военно-патриотическому воспитанию, физическое и психическое развитие будущих воинов; развитие интереса юношей к военной профессии;
— проведение классных часов с использованием государственной символики, возрождение традиций, гражданских и патриотических ритуалов;
— приобщение к богатствам российской культуры;
— проведение экскурсий в города-герои: «Подвиги ратной славы»;
— встреча с участниками ВОВ, офицерами и военнослужащими Российской армии, курсантами военных институтов и училищ, уроки мужества «Бессмертен твой подвиг, мой город родной»;

— воспитание основ экономической культуры и культуры труда:
— беседы, встречи, экскурсии по проблемам «Основы экономических занятий», «Культура труда», профориентационная работа;
— встреча с представителями различных профессий, экскурсии на предприятия, в учреждения,  общественно-полезная трудовая деятельность, трудовые десанты, работа в профильных  лагерях, вечера встреч с интересными людьми, выставки, ярмарки-продажи поделок, сувениров;

— экологическое воспитание:
— поисковые работы (состояние воздушной среды, водоемов, почвы);

— физическое воспитание:
— уроки здоровья, медицинский лекторий «Подросток и косметика», «Даем бой курению», «Вредные привычки и как от них избавиться»;
— валеологическое  воспитание подростков;
— просмотр фильмов «Подросток и алкоголь», «Подросток и курение»;
— военно-спортивные праздники;
— организация совместной деятельности с учреждениями здравоохранения, привлечение медперсонала к организации мероприятий;

— семейное воспитание:
— родительские конференции;
— вечера откровенного разговора (слушатели родители, друг с другом);
— совместные спортивные мероприятия (дети-родители);
— совместные мероприятия художественного плана (учителя-дети-родители);
— классные часы, литературные беседы по темам: дружба, любовь, товарищество, семья;
— конкурс писем для детей: «Я боготворю своего отца», «О матери можно говорить бесконечно» (М. Горький);
— откровенный разговор «Какими нас видят наши дети».

в) процессуально-деятельностное направление:

— включение учащихся в различные виды учебной и внеучебной деятельности;
— создание системы самоуправления в коллективе; развитие социальной активности обучаемого.

Российское движение школьников (РДШ) — общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников. В своей деятельности движение стремится объединять и координировать организации и лица, занимающиеся воспитанием подрастающего поколения и формированием личности.

Организация создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».

Движение строит работу на принципах сотрудничества и созидания. Работа осуществляется по четырем направлениям:

— Личностное развитие

Творческое развитие, популяризация здорового образа жизни и спорта, выбор будущей профессии

— Гражданская активность

Добровольчество, поисковая деятельность, изучение истории России, краеведение, создание и развитие школьных музеев

— Военно-патриотическое направление

Юные армейцы, юные спасатели, юные казаки, юные пограничники, юный спецназ Росгвардии, юные друзья полиции, юные инспектора движения

— Информационно-медийное направление

Большая школьная редакция, создание школьных газет, радио и телевиденья, работа с социальными сетями, дискуссионные площадки

МБОУ «Гимназия №1» успешно осуществляет разноплановые проекты по всем направления РДШ.

Нашими учителями и учащимися были инициированы и осуществлены акции «Неделя Добра»,

 «Мы помним», «Водитель, будь осторожен!», «День леса», «День земли», «Будь внимателен на дороге!», проект «Лидер», «Мой выбор», сбор макулатуры, помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию и др.

Приглашаем к сотрудничеству учащихся и родителей!!!!!

Дополнительные образовательные услуги

В целях наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей обучающихся,  их родителей, в гимназии предоставляются платные дополнительные образовательные услуги. Содержание образовательных программ включает в себя дополнительную подготовку по естественно научному гуманитарному, эстетическому и спортивному направлениям.

  1. Образовательные услуги:
    ·         изучение учебных дисциплин сверх программы, предусмотренной учебным планом гимназии;
    ·         различные курсы по дополнительной предметной подготовке;
    ·         по адаптации детей к условиям школьной жизни;
    ·         по предметам, не входящим в учебный план гимназии.
  2. Развивающие услуги:
  • ведение различных кружков, работа в которых  направлена на всестороннее развитие гармоничной личности, что не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов.
  1. Оздоровительные мероприятия:
  • организация секций и групп по укреплению здоровья, в т.ч. футбол, кмкбоксинг, ушу, гимнастика, общая физическая подготовка  и др.)
  1. Организационные услуги:
  • организация досуга обучающихся ( театр, концертная деятельность, организация экскурсий);

Образовательные технологии и методы обучения

уроки (классно-урочная форма) и их различные модификации: уроки с заданными ролевыми позициями; урок-практикум; урок-консультация; урок с использованием техники «Мозаика проблем» (для старших классов); урок с использованием техники «Идеал» (Дж. Бремсфорд); урок с использованием техники «Перекрестная дискуссия» (Д. Олверманн); урок с использованием техники «Фишбон»; урок с использованием техники «Карусель»; урок с использованием техники «Аквариум», технологии «Броуновское движение»; уроки с использованием техники «Дерево решений» и техники «Займи позицию»; «Мозговой штурм», «Круглый стол»; «Дебаты».

лекция (вводная, лекция-информация, обзорная лекция, проблемная, лекция-визуализация, бинарная лекция (лекция вдвоем), лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-консультация, лекция-пресс-конференция);

семинарское занятие: просеминар, традиционный семинар, спецсеминар, семинар беседа, семинар-обсуждение докладов. семинар-дискуссия, консультации, конкурсы, олимпиады, предметные недели.

№ п/п Наименование педагогических технологий
  Начальная школа, реализующая ФГОС НОО
1 Личностно ориентированные, развивающие
2 Технология сотрудничества
3 Интерактивные технологии, технологии компьютерных презентаций
4 Проблемные
5 Технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
6 Технологии программированного обучения
7 Игровые технологии
8 Проектные технологии
9 Технология обучения чтению
10 Групповые технологии
  Основная школа
1 Технология личностного ориентированного обучения и воспитания
2 Технология сотрудничества
3 Интерактивные технологии: информационные, компьютерные технологии (Интернет-технологии)
4 Технологи проблемного обучения
5 Игровые технологии
6 Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре
7 Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
8 Групповые технологии
9 Проектные технологии
10 Технология самостоятельной работы
11 Поисковые, исследовательские, творческие методы
12 Дифференцированное обучение
13 Дискуссионная технология
14 Технология критического мышления
  Средняя школа
1 Технология личностного ориентированного обучения и воспитания
2 Технология сотрудничества
3 Интерактивные технологии: информационные, компьютерные технологии (Интернет-технологии)
4 Технологии проблемного обучения
5 Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре
6 Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
7 Групповые технологии
8 Проектные технологии
9 Технология самостоятельной работы
10 Поисковые, исследовательские, творческие методы
11 Дифференцированное обучение
12 проблемно-модульные технологии
13 Проектные технологии

Научные общества, творческие объединения

Всего в 2018-2019 учебном году в НОУ «Созвездие» приняли участие:

  • в секции информатика (преподаватели Кирсанова В.И. и Черных Н.Н.) — 57 учащихся
  • в секции ОБЖ (Путилин В.В.) — 27 учащихся
  • в секции химия (Панкова О.И.) — 19 учащихся
  • в секции биология (Сергеев А.С., Бондарева С.А.) — 68 учащихся
  • в секции филология (Коптелова Н.Д., Маркова Е.П.) — 73 учащихся
  • в секции математика (Чапляева С.И.) — 45 учащихся
  • в секции общественных наук (Селиверстова Н.Ю., Ручкина Л.Н., Неретин И.И.) -53 учащихся
  • в секции начальной школы  «Юные исследователи» (Огурцова О.А.) — 205 человека.

Таким образом, в среднем и старшем звене в секциях НОУ было вовлечено более 500 человек. Учащиеся принимали участие во множестве конкурсов и конференциях, как например,  международный конкурс «Инфознайка», областная военно-патриотическая игра «Победа», «Орленок», региональный  конкурс  «Гордость моего родного края»,  региональный фестиваль «Неделя информатики»,  XXXII конференция НОУ ВГУ, инженерная олимпиада «Звезда», IV городская конференция проектных и исследовательских работ «Дебют» и другие.

По начальной школе —  более 200 обучающихся стали участниками, победителями и лауреатами конкурсов:

Международная олимпиада «Молодежное движение» по математике, русскому языку, окружающему миру; Международный конкурс «Лига Эрудитов»; Международный Конкурс по русскому языку «Кириллица»; Международный Игровой конкурс по английскому языку «BritishBulldog»; Международный конкурс для учеников младшего и среднего звена «Умный Мамонтёнок»; Международный конкурс по основным школьным предметам « Я энциклопедия»; Международный конкурс по основным школьным предметам ; « Я энциклопедия»; Всероссийский игровой конкурс по истории мировой художественной культуре; «Золотое Руно»; Всероссийский игровой конкурс «Мудрый Совенок»; Всероссийский математический конкурс «Ребус»; Городской конкурс; стихов, рассказов и сказок по безопасности дорожного движения «Давай дружить с дорогой!» ; Городской конкурс НАШ МАРШАК; Городской смотра-конкурса флористических работ «Зимний букет- 2018»; Городской конкурс рисунков «Безопасный мир детства». Техническое творчество; Городской конкурс рисунков «Безопасный мир детства»; Городской конкурс творческих работ « Вторая жизнь ненужных вещей»; II Всероссийский детский конкурс рисунков и поделок « В гостях у сказки»; I Международного фестиваля — конкурса « Осень – дивная пора»; II Международный творческий конкурс « Юный художник»; Международный Конкурс по литературному чтению, окружающему миру «Лисёнок »; V Международная олимпиада по математике «Знанио»; Международного образовательного конкурса «Олимпис 2018 — Осенняя сессия» по математике; Международного образовательного конкурса «Олимпис 2018 — Осенняя сессия» по английскому языку; Международного образовательного конкурса «Олимпис 2018 — Осенняя сессия» по ИКТ; Международного образовательного конкурса «Олимпис 2018 — Осенняя сессия» по биологии и окр миру; Международного образовательного конкурса «Олимпис 2018 — Осенняя сессия» по русскому языку; Международная олимпиада по математике «Bricsmath.com»; Всероссийская онлайн-игра «Сложение», «Умножение»,« Деление», «Мульти»; Всероссийская онлайн-олимпиада по математике, русскому языку «Заврики»; Всероссийская онлайн-олимпиада по английскому языку«Заврики»; Всероссийская онлайн-олимпиада по математике, русскому языку «Заврики»; Всероссийская онлайн-олимпиада по математике, русскому языку «Заврики»; Всероссийская межпредметная онлайн-олимпиада «Дино олимпиада»; Всероссийская онлайн-олимпиада русскому языку «Заврики»; I Всероссийская олимпиада школьников для 2 классов2018/2019 уч.года по предмету «Математика», «Литературное чтение»; Всероссийская дистанционная олимпиада по математике «Прояви себя»; Международная олимпиада «Инфоурок – осенний сезон; Международная олимпиада «Инфоурок –зимний сезон; Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап);Региональная дистанционная олимпиада для обучающихся 3-4 классов; Всероссийская предметная олимпиада «Юнга»; Всероссийская предметная олимпиада «Юнга; III Всероссийская олимпиада РЦШиД «Совёнок»; Всероссийская олимпиада школьников по математике; IV Всероссийской метапредметная олимпиада по ФГОС «Новые знания»; Региональная научно-практическая конференция «Киселевские чтения»; Конкурс исследовательских проектов учащихся младших классов «Будь экспериментатором!»; IX городская краеведческая конференция обучающихся «ВОРОНЕЖ: ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ»; Городская научно-практическая конференция проектов и исследовательских работ «Дебют»; VII региональная научно-практическая конференция «Начало… Первые шаги…»в рамках сетевого взаимодействия для учащихся 1 – 4 классов.

За 2018/2019 учебный год учащимися МБОУ « Гимназия №1» в конкурсах , олимпиадах и конференциях было завоёвано побед различного уровня : международный -476, российский-240, региональных- 2, городских -25, район- 3.

В ТОУ участвовало 86 учащихся:

  • вокально-хоровая студия «Калейдоскоп» (преподаватель Фёдорова Н.В.) — 15 учащихся
  • хореографическая классная компания (Князева Е.В.) -35 человека

В СОУ участвовали 73 учащихся (преподаватели Косых Ю.В., Путилин В.В., Ремешева Н.В.), которые сумели завоевать 3 окружных и 5 районных побед.

Характеристика внутришкольной системы оценки качества

Основным принципом отбора показателей для оценки качества образования на примере нашего образовательного учреждения являются не только и не столько уровень обученности школьников, но и такие основные компоненты образовательного процесса и ведущие показатели качества их оценки, как:

  1. Качество организационно-педагогических условий реализации ОП:
  • перечень образовательных технологий
  • соответствие возрастным особенностям учащихся
  • образовательные маршруты обучения
  • обеспечение валеологических условий
  • соблюдение объема максимально допустимой учебной нагрузки обучающихся
  • соблюдение требований к режиму обучения
  • наличие диагностики
  • организация социально-психологической поддержки
  1. Качество учебных программ:
  • преемственность в изучении по вертикали
  • преемственность в изучении по горизонтали
  • соответствие уровня учебных программ целям и задачам ОП
  • соответствие ФГОС
  • качество способов достижения
  • соответствие учебников федеральному перечню
  1. Качество информационного и методического обеспечения

Это качество проявляется в комплексе таких характеристик как

  • доступность Интернета
  • наличие минимально возможных часов работы в Интернете
  • наличие программ, учебных пособий и литературы для углубленного использования ИКТ
  • компьютерные программы обучения, деловые игры, консультационно-проверочные тесты по различным дисциплинам
  1. Качество преподавания знаний

Главную роль в обеспечении качества образования играет квалификация, компетентность и человеческие характеристики преподавательского состава.

При экспертизе качества преподавательского корпуса оцениваются: базовое образование преподавателя, стаж педагогической работы, статус в учебном процессе, специализация преподавателя и ее соответствие учебной дисциплине, квалификация (научная степень, звание, должность), форма и дата повышения квалификации.

Одним из видов социометрического измерения работы преподавателя является анкетирование «преподаватель глазами учащихся»