Особенности образовательного процесса
Характеристика образовательных программ
по ступеням обучения
Ведущими подходами при организации образовательного процесса гимназии является личностно-ориентированный подход. обеспечивающий признание личности как субъекта образовательного процесса. Главным методологическим ориентиром в организации гимназического образования направленность обучения, которая призвана обеспечить изучение и принятие многозначности окружающего мира, свободы выбора жизненной позиции и гармоничности умственного труда, а также обеспечить мотивированность выпускников гимназии на продолжение образования.
Общая характеристика основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа (далее по тексту – ООП) начального общего образования МБОУ «Гимназия №1» ориентирована на выполнение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, удовлетворение образовательных потребностей региональной, муниципальной систем образования, а также основных потребителей образовательных услуг – обучающихся и их родителей. Она направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное и интеллектуальное развитие, социальное и личностное становление. Основные компоненты программы создают условия для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
ООП разработана совместно с Советом школы и педагогическим коллективом, рассмотрена на заседании педагогического совета, утверждена приказом директора гимназии.
ООП организации, осуществляющей образовательную деятельность «Гимназия №1» выполняет следующие функции:
— структурирует содержание образования в единстве всех его составляющих компонентов – содержательных, методологических, культурологических, организационных;
— определяет педагогические условия реализации содержания образования, требования к объему, темпам и срокам прохождения учебного материала;
— определяет подходы к содержанию и формам реализации контрольно-диагностической функции, базирующейся на современных мониторинговых технологиях оценки качества образования;
— определяет ресурсы эффективности образовательного процесса: уровень профессионально-педагогической подготовки коллектива, состояние образовательной среды школы, уровень методической обеспеченности образовательного процесса, степень информатизации образовательного процесса.
Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования МБОУ « Гимназия №1» «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» (ФГОС, с.6) Для реализации поставленной цели реализуются следующие задач:
- формирование общей культуры, духовнонравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
- обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
- обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее — дети с ОВЗ);
- обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
- организация интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества и проектноисследовательской деятельности;
- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
- использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа;
- предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (г.Воронежа, Коминтерновского, района),
- формирование у обучающихся базовых предметных знаний и представлений о мире, обеспечивающих выполнение требований ФГОС к результатам начального общего образования и адекватных возрастным возможностям обучающихся; формирование на основе этих знаний предметных умений, нашедших отражение в требованиях ФГОС;
- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и познавательных интересов;
- развитие мышления детей, готовности выполнять различные умственные действия (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения и т.д.;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, в том числе учебной;
- становление информационной грамотности, умения находить нужную информацию, работать с ней и использовать для решения различных задач;
- воспитание коммуникативной культуры, умения взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе и в целом умения общаться в устной и письменной форме;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся;
- компьютерные компетенции.
Комплексное решение названных задач, предусмотренное программой начального общего образования, обеспечивается реализацией системно-деятельностного, гуманно-личностного, культурологическогои здоровьесберегающего подходов.
Основная образовательная программа МБОУ «Гимназия №1» соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании»: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся
Образ выпускника начальной школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на начальной ступени.
Нравственный потенциал.
- Восприятие и понимание обучающимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «товарищ».
- Внутренняя потребность выполнять правила для обуч-ся, умение и стремление различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников.
- Обретение опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, активное участие в процессе жизнедеятельности класса и школы.
Познавательный потенциал.
- Формирование основных умений навыков учебной деятельности (чтение, письмо, счет).
- Формирование навыков самоконтроля учебных действий и развитие теоретического мышления.
- Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию.
Коммуникативный потенциал.
- Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: говорить, слушать, сопереживать, сочувствовать.
- Проявление внимания и интереса к другим людям, окружающей природе, животному миру.
Эстетический потенциал.
- Эстетическое восприятие предметов и явлений в окружающей социальной и природной среде.
- Наличие индивидуального эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.
Физический потенциал.
- Соблюдение режима дня и правил личной гигиены.
- Осознанное стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.
- Желание потребовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.
Руководствуясь тезисом о «самоценности ступени начального образования как фундамента всего последующего образования» (ФГОС, с.4) ООП ставит своей целью создать (обеспечить) образовательное пространство, в котором реализуются:
- системно-деятельностная парадигма образования, которая предполагает наличие у учащихся учебно-познавательной мотивации, умение определять (ставить) цель предстоящей деятельности и планировать её, а также оперировать логическими приёмами мышления, владеть самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными действиями
- концепция развития универсальных учебных действий младших школьников (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), разработанная на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой, С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. В соответствии с этой концепцией
- универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. УУД обеспечивают формирование психологических новообразований и способностей учащихся, которые в свою очередь определяют условия успешной учебной деятельности.
Планируемые результаты освоения ООП НОО:
личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности;
метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);
предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.
На основании приказа №373 от 6.10.2009г. Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования» и приказа №1241 от 26.11.2010г. Минобрнауки РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки №373» 1-4 классы реализуют ФГОС НОО.
Целями основной образовательной программы начального общего образования являются
- создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия;
- сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка;
- развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и с собой через: побуждение и поддержку детских инициатив в культуросообразных видах деятельности, обучение навыкам общения и сотрудничества, поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора, формирования желания учиться и основ умения учиться — постоянно расширять границы своих возможностей .
Так как начальное общее образование является базой для всего последующего обучения, то задачами обучения в системе начального образования являются овладение учащимися чтением, письмом, счетом, основными навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
- сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);
- научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения;
- научиться контролировать и оценивать свою работу и продвижение в разных видах деятельности;
- овладение коллективными формами учебной роботы и соответствующими социальными навыками;
- овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссерская игра, игра по правилам). Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнерами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему;
- научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладеть средствами и способами воплощения собственных замыслов;
- приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы.
На начальной ступени образования создаются условия и предоставляются возможности для полноценного освоения учащимися следующих действий и систем действий:
- инициативный поиск построения средств выполнения предлагаемых учителем заданий и проба их применения;
- самоконтроль выполнения отдельных действий: соотнесение средств, условий и результатов выполнения задания;
- адекватная и автономная самооценка учебных достижений;
- самостоятельное написание собственных осмысленных и связанных текстов объемом не менее 350 знаков.
Целями основной образовательной программы основного общего образования являются:
создание условий для качественного обучения и формирование основ компетентности, через организацию различных форм образовательного процесса и использование инновационных и информационно-коммуникационных технологий.
Виды деятельности подростка, связанные с образовательным учреждением.
- Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции — контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.).
- Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта.
- Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения.
- Творческая деятельность, направленная на построение образа себя, самоизменение.
Конкретные виды деятельности подростков, которые реализуются в образовательном учреждении МБОУ «Гимназия №1», определены самим образовательным учреждением совместно с заинтересованными другими участниками образовательного процесса
Базовые требования к результатам освоения ООП основного общего образования.
На этапе основного общего образования должны быть созданы условия и предоставлены возможности для полноценного освоения учащимися следующих действий и систем действий:
- инициативная проба самостоятельного продвижения в разделах определенной образовательной области (образовательный интерес и образовательная амбиция);
- произвольное соотнесение выполняемого действия и обеспечивающих его знаковых средств (схем, таблиц, текстов и т.п.);
- произвольный переход от одних знаковых средств к другим и их соотнесение (например, соотнесение графика и формулы);
- освоение и понимание связи понятий, описывающих раздел образовательной области или учебного предмета;
- самостоятельное владение различными формами публичного выражения собственной точки зрения (дискуссия, доклад, эссе и т.п.) и их инициативное опробование;
- адекватная оценка собственного образовательного продвижения на больших временных отрезках (четверть, полугодие, год)
Целями основной образовательной программы среднего (полного) общего образования являются:
- выстраивание образовательного пространства, через создание условий для социального и образовательного самоопределения старшеклассника;
- обеспечение условий для получения гимназистами старших классов качественного современного образования, позволяющего выпускнику занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию, поступить и успешно обучаться в выбранном ВУЗе.
Виды деятельности старших гимназистов:
- Учебно-образовательная деятельность в стартовых формах вузовского образования (лекции, семинары, тренинги, практикумы, и т.п.)
- Исследовательская деятельность по конкретной профильной теме.
- Деятельность по формированию своего профессионального, личностного и гражданского самоопределения (пробы, рефлексия).
Задачи, решаемые старшими гимназистами разными видами деятельности.
- Освоить стартовые формы вузовского образования и связанные с этим способы личностной организации.
- Выработать приемы и методы организации индивидуальной учебной деятельности.
- Выделить сферу своих интересов в связи с современными экономическими, политическими, социальными и научными проблемами. Освоить экспериментальные и поисковые формы организации деятельности.
- Овладеть стартовыми методиками организации коллектива.
- Сформировать стартовые представления о сфере своих профессиональных интересов, овладеть методами личностной организации.
Требования к результатам освоения программы основного общего образования.
Базовые требования к результатам освоения ООП на этапе общего среднего образования:
- инициативное опробование собственной (индивидуальной) образовательной программы: произвольное соотнесение ценностей, целей и ресурсов планируемой деятельности;
- определение собственного поля образовательных достижений;
- освоение понятийного строения образовательной области;
- различие подходов в построении области знаний.
Основные направления воспитательной деятельности.
В МБОУ «Гимназия № 1» реализуются следующие направления воспитательной деятельности (в рамках Областной Концепции воспитательной деятельности), рамках Российского движения школьников
1) Духовно-нравственное воспитание
2) Воспитание здорового и безопасного образа жизни
3) Воспитание гражданина и патриота России
4) Социальная поддержка детей и молодежи
5) Художественно-эстетическое воспитание
6) Туристическо-краеведческое воспитание
7) Экономическое воспитание
8) Экологическое воспитание
9) Волонтерское движение
10) Профилактическая работа
11)Профориентационная работа
Организационные компоненты содержания воспитательной деятельности.
К компонентам содержания воспитательной деятельности можно отнести темы-доминанты, программы, спецкурсы и т.д. (в т.ч. в системе дополнительного образования), характеризующие то или иное направление воспитательной деятельности и раскрывающие его сущность.
К направлению второму (Воспитание здорового и безопасного образа жизни) можно отнести следующие темы-доминанты: «Здоровый образ жизни», «Спорт», «Туризм», «Профилактика употребления ПАВ»; к направлению третьему и четвертому ( Воспитание гражданина и патриота России , Социальная поддержка детей и молодежи) — «Мала родина», «Милосердие» (благотворительные акции), «Семейные традиции», «Половое воспитание»; к направлению «Наша Родина» — «Я – гражданин», «Национальные традиции», «Защитник Отечества», «Детские и молодежные общественные организации»; к направлению пятому (Художественно-эстетическое воспитание) — «Эстетическое воспитание», «Культура поведения», «Творчество», «Искусство»; к направлению восьмому (Экологическое воспитание) — «Краеведение», «Защита природы», «Глобальная экология», «Экология человека», «ЭкологиЯ»; к направлению седьмому (Экономическое воспитание) — «Трудовое воспитание», «Экономические знания», «Профориентационная деятельность», летняя практика; к направлению первому (Духовно-нравственное воспитание) — «Воспитание толерантности», «Противодействие асоциальным явлениям», «Правовая культура», «культура общения».
Эти темы-доминанты должны учитывать возрастные особенности обучаемых и быть сориентированы на возможности в практике реализации различных образовательных структур.
- Духовно-нравственное воспитание (соответствует нравственному воспитанию учащихся) – организация деятельности педагога, ориентированной на воспитание личности обучающегося, развитие его индивидуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, правовое воспитание, формирование толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания.
- Воспитание здорового и безопасного образа жизни (соответствует физическому воспитанию учащихся) — организация деятельности по профилактике употребления ПАВ, здорового образа жизни, организация туристической и спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности: здоровье тела, духа, разума.
- Воспитание гражданина и патриота России (соответствует патриотическому, гражданскому воспитанию) – организация деятельности по изучению национальных традиций, этнических культур, деятельности детских общественных организаций.
- Социальная поддержка детей и молодежи (соответствует семейному воспитанию, работе с родителями) – организация работы с семьей, изучение семейных традиций, организация совместной деятельности семьи и школы, актов милосердия, изучение ролевых особенностей в семье, понятий «мать», «отец», изучение основ семейных взаимоотношений.
- Художественно-эстетическое воспитание (соответствует эстетическому воспитанию) – организация деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей формированию чувства прекрасного.
- Экономическое воспитание (соответствует трудовому воспитанию) – организация трудовой и профориентационной деятельности обучаемых, деятельности по воспитанию у учащихся трудолюбия, культуры труда.
- Экологическое воспитание(соответствует экологическому воспитанию) – организация природоохраннойдеятельности
- Туристическо-краеведческое (соответствует краеведческому воспитанию)- организация и проведение экскурсий по изучению своего города, своего региона, своей Родины.
- Волонтерское движение ( способствует социализации гимназистов, развитию духовно-нравственного потенциала)
- Профилактическая работа способствует здоровому образу жизни
- Профориентационная работа способствует самореализации и самоопределению гимназистов
Виды внеклассной, внеурочной деятельности.
В МБОУ «Гимназия № 1» реализуются следующие виды внеклассной, внеурочной деятельности:
— Коллективно-воспитательные — классные часы, диспуты, беседы, вечера встреч, конференции, традиционные гимназические праздники, самоуправление.
— Практические – походы, экскурсии, конкурсы, занятия в кружках и секциях, проектная деятельность.
— Наглядно-тематические – выставки художественного творчества, книжные выставки, тематические выставки.
- Воспитание в процессе обучения.
Внедрение технологий развивающего, личностно ориентированного обучения, игровых, коммуникативных технологий, использование групповых форм работы на уроке, работа в парах постоянного и сменного состава. Уроки здоровья, проведение бесед, различных видов самостоятельных работ. Использование исследовательского, проблемно-поискового методов обучения. Проведение нестандартных уроков. Работа НОУ (научного общества учащихся), ТОУ (творческого общества учащихся).СОУ (спортивные объединения)
2. Направления внеурочной деятельности в начальной школе МБОУ «Гимназия №1»
Направления осуществления внеурочной активности |
Цель работы по направлению |
Методы реализации |
Общеинтеллектуальное |
Развитие критического мышления, способностей к анализу информационного потока. |
Демонстрация ценности знаний на примере анализа различных сфер жизнеобеспечения |
Спортивно-оздоровительное |
Гармоничное психофизическое развитие детей. |
Ведение просветительской работы, направленной на воспитание у учащихся умений, навыков следования поведенческой модели, способствующей сохранению и укреплению психофизического здоровья. |
Социальное |
Осознание важности социальных норм и установок. |
Организация личного опыта школьников в осуществлении социально значимой деятельности. деятельности также предусматривает оказание психолого-педагогической поддержки в случаях выявления проблем адаптационного характера. |
Общекультурное |
Привитие эстетических ценностей. |
Расширение знаний учащихся о культурологических, общеэстетических понятиях. познания мира. обучающихся. |
Духовно-нравственное |
Приобщение к национальным и общечеловеческим гуманистическим ценностям. |
Изучение национальной истории, культуры, природы и особенностей родного края. |
Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования» |
Воспитание на занятиях гимназических курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования преимущественно осуществляется через: — вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; — формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; — создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; — поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; — поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов деятельности |
|||
Познавательная деятельность. |
Художественное творчество. |
Проблемно-ценностное общение. |
Туристско-краеведческая деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность |
|
Курсы внеурочной деятельности: «НОУ», Математический калейдоскоп, Юный филолог, Тайны русского языка, Пифагорка, Занимательная история,
|
Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования: Вокальная студия, Творческая мастерская, Умелые ручки Конкурсы-пректы «Восходящая звезда гимназии», «Гимназическая Весна» |
Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования: «Учимся играть», «Психология общения», Тренинг общения «Я — особенный!»
|
Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования: Спортивный час, Перекресток, хореографическая студия «Антошка» и «Терпсихора», Ритмика, Здоровое питание, Краеведение, Юность и культура, |
- Формы внеурочной деятельности с учащимися 5-11 классов.
а) формирование мировосприятия на основе развития познавательного потенциала:
— использование образовательных программ учебных предметов, возможностей межпредметных связей в воспитательной деятельности;
— проведение олимпиад, конкурсов, встреч, библиотечных часов, декадников по предметам, дней знаний, клубов по интересам, викторин, фестивалей, праздников, бесед.
б) формирование мотивационно-ценностного поведения:
— нравственное и эстетическое воспитание:
— акции милосердия;
— классные часы по правовой тематике;
— диспуты, беседы о гуманизме и нравственности; часы и уроки раздумий о милосердии и доброте;- вечера, праздники («Гимназическая Весна», «Восходящая звезда», «За честь гимназии» и др.);
— организация работы с подростками, состоящими на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, на внутришкольном учете, и с родителями;
— организация работы по профилактике асоциальных явлений в подростковой среде;
— активизация работы по развитию толерантности, преодолению ксенофобии (диспуты, классные часы);
— привлечение работников правоохранительных органов, общественности к организации мероприятий;
— воспитание гражданственности, патриотизма:
— воспитание гражданского и патриотического сознания у детей и молодежи (областной конкурс «Гражданин Воронежского края – гражданин России», конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия» конкурсы творческих работ детей), проведение областных и районных фестивалей творческих и патриотических объединений;
— активизация работы по военно-патриотическому воспитанию, физическое и психическое развитие будущих воинов; развитие интереса юношей к военной профессии;
— проведение классных часов с использованием государственной символики, возрождение традиций, гражданских и патриотических ритуалов;
— приобщение к богатствам российской культуры;
— проведение экскурсий в города-герои: «Подвиги ратной славы»;
— встреча с участниками ВОВ, офицерами и военнослужащими Российской армии, курсантами военных институтов и училищ, уроки мужества «Бессмертен твой подвиг, мой город родной»;
— воспитание основ экономической культуры и культуры труда:
— беседы, встречи, экскурсии по проблемам «Основы экономических занятий», «Культура труда», профориентационная работа;
— встреча с представителями различных профессий, экскурсии на предприятия, в учреждения, общественно-полезная трудовая деятельность, трудовые десанты, работа в профильных лагерях, вечера встреч с интересными людьми, выставки, ярмарки-продажи поделок, сувениров;
— экологическое воспитание:
— поисковые работы (состояние воздушной среды, водоемов, почвы);
— физическое воспитание:
— уроки здоровья, медицинский лекторий «Подросток и косметика», «Даем бой курению», «Вредные привычки и как от них избавиться»;
— валеологическое воспитание подростков;
— просмотр фильмов «Подросток и алкоголь», «Подросток и курение»;
— военно-спортивные праздники;
— организация совместной деятельности с учреждениями здравоохранения, привлечение медперсонала к организации мероприятий;
— семейное воспитание:
— родительские конференции;
— вечера откровенного разговора (слушатели родители, друг с другом);
— совместные спортивные мероприятия (дети-родители);
— совместные мероприятия художественного плана (учителя-дети-родители);
— классные часы, литературные беседы по темам: дружба, любовь, товарищество, семья;
— конкурс писем для детей: «Я боготворю своего отца», «О матери можно говорить бесконечно» (М. Горький);
— откровенный разговор «Какими нас видят наши дети».
в) процессуально-деятельностное направление:
— включение учащихся в различные виды учебной и внеучебной деятельности;
— создание системы самоуправления в коллективе; развитие социальной активности обучаемого.
Российское движение школьников (РДШ) — общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников. В своей деятельности движение стремится объединять и координировать организации и лица, занимающиеся воспитанием подрастающего поколения и формированием личности.
Организация создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».
Движение строит работу на принципах сотрудничества и созидания. Работа осуществляется по четырем направлениям:
— Личностное развитие
Творческое развитие, популяризация здорового образа жизни и спорта, выбор будущей профессии
— Гражданская активность
Добровольчество, поисковая деятельность, изучение истории России, краеведение, создание и развитие школьных музеев
— Военно-патриотическое направление
Юные армейцы, юные спасатели, юные казаки, юные пограничники, юный спецназ Росгвардии, юные друзья полиции, юные инспектора движения
— Информационно-медийное направление
Большая школьная редакция, создание школьных газет, радио и телевиденья, работа с социальными сетями, дискуссионные площадки
МБОУ «Гимназия №1» успешно осуществляет разноплановые проекты по всем направления РДШ.
Нашими учителями и учащимися были инициированы и осуществлены акции «Неделя Добра»,
«Мы помним», «Водитель, будь осторожен!», «День леса», «День земли», «Будь внимателен на дороге!», проект «Лидер», «Мой выбор», сбор макулатуры, помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию и др.
Приглашаем к сотрудничеству учащихся и родителей!!!!!
Дополнительные образовательные услуги
В целях наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, их родителей, в гимназии предоставляются платные дополнительные образовательные услуги. Содержание образовательных программ включает в себя дополнительную подготовку по естественно научному гуманитарному, эстетическому и спортивному направлениям.
- Образовательные услуги:
· изучение учебных дисциплин сверх программы, предусмотренной учебным планом гимназии;
· различные курсы по дополнительной предметной подготовке;
· по адаптации детей к условиям школьной жизни;
· по предметам, не входящим в учебный план гимназии. - Развивающие услуги:
- ведение различных кружков, работа в которых направлена на всестороннее развитие гармоничной личности, что не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов.
- Оздоровительные мероприятия:
- организация секций и групп по укреплению здоровья, в т.ч. футбол, кмкбоксинг, ушу, гимнастика, общая физическая подготовка и др.)
- Организационные услуги:
- организация досуга обучающихся ( театр, концертная деятельность, организация экскурсий);
Образовательные технологии и методы обучения
уроки (классно-урочная форма) и их различные модификации: уроки с заданными ролевыми позициями; урок-практикум; урок-консультация; урок с использованием техники «Мозаика проблем» (для старших классов); урок с использованием техники «Идеал» (Дж. Бремсфорд); урок с использованием техники «Перекрестная дискуссия» (Д. Олверманн); урок с использованием техники «Фишбон»; урок с использованием техники «Карусель»; урок с использованием техники «Аквариум», технологии «Броуновское движение»; уроки с использованием техники «Дерево решений» и техники «Займи позицию»; «Мозговой штурм», «Круглый стол»; «Дебаты».
лекция (вводная, лекция-информация, обзорная лекция, проблемная, лекция-визуализация, бинарная лекция (лекция вдвоем), лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-консультация, лекция-пресс-конференция);
семинарское занятие: просеминар, традиционный семинар, спецсеминар, семинар беседа, семинар-обсуждение докладов. семинар-дискуссия, консультации, конкурсы, олимпиады, предметные недели.
№ п/п | Наименование педагогических технологий |
Начальная школа, реализующая ФГОС НОО | |
1 | Личностно ориентированные, развивающие |
2 | Технология сотрудничества |
3 | Интерактивные технологии, технологии компьютерных презентаций |
4 | Проблемные |
5 | Технологии программированного обучения |
6 | Игровые технологии |
7 | Проектные технологии |
8 | Технология обучения чтению |
9 | Групповые технологии |
10 | Здоровьесберегающие технологии |
Основная школа | |
1 | Технология личностного ориентированного обучения и воспитания |
2 | Технология сотрудничества |
3 | Интерактивные технологии: информационные, компьютерные технологии (Интернет-технологии) |
4 | Технологи проблемного обучения |
5 | Игровые технологии |
6 | Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре |
7 | Кейс-технологии |
8 | Групповые технологии |
9 | Проектные технологии |
10 | Технология развивающего обучения |
11 | Поисковые, исследовательские, творческие методы |
12 | Дифференцированное обучение |
13 | Дискуссионная технология |
14 | Здоровьесберегающие технологии |
Средняя школа | |
1 | Технология личностного ориентированного обучения и воспитания |
2 | Технология сотрудничества |
3 | Интерактивные технологии: информационные, компьютерные технологии (Интернет-технологии) |
4 | Технологии проблемного обучения |
5 | Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре |
6 | Групповые технологии |
7 | Проектные технологии |
8 | Технология самостоятельной работы |
9 | Поисковые, исследовательские, творческие методы |
10 | Дифференцированное обучение |
11 | Проблемно-модульные технологии |
12 | Проектные технологии |
Научные общества, творческие объединения
Всего в 2020-2021 учебном году в НОУ «Созвездие» приняли участие:
- в секции информатика (преподаватели Кирсанова В.И. и Черных Н.Н.) — 65 учащихся
- в секции ОБЖ (Путилин В.В.) — 11 учащихся
- в секции химия (Панкова О.И.) — 23 учащихся
- в секции биология (Сергеев А.С., Бондарева С.А.) — 73 учащихся
- в секции филология (Коптелова Н.Д., Маркова Е.П.) — 78 учащихся
- в секции математика (Чапляева С.И.) — 54 учащихся
- в секции общественных наук (Селиверстова Н.Ю., Ручкина Л.Н., Неретин И.И.) -61 учащихся
- в секции начальной школы «Юные исследователи» (Огурцова О.А.) — 264 человека.
Таким образом, в среднем и старшем звене в секциях НОУ было вовлечено более 521 человек. Учащиеся принимали участие во множестве конкурсов и конференциях, как например, международный конкурс «Инфознайка», городской конкурс «Волшебный город», региональный фестиваль «Неделя информатики», XXXII конференция НОУ ВГУ, инженерная олимпиада «Звезда», III региональный проект «Лига инноваций» и другие.
По начальной школе— более 210 обучающихся стали участниками, победителями и лауреатами конкурсов.
Городской конкурс стихов, рассказов и сказок по безопасности дорожного движения
«Давай дружить с дорогой!» ;Городской конкурс творческих работ « Зимний букет»; Городской конкурс творческих работ « Новогодняя открытка» Общероссийский профсоюз образования; Городской конкурс стихов, рассказов и сказок по безопасности дорожного движения «Угадай-ка»; Городской конкурс творческих работ « Вторая жизнь ненужных вещей»; Международный конкурс по литературному чтению, окружающему миру «Лисёнок »; Всероссийский конкурс детско-юношеского творчества «Жила- была сказка»; Всероссийский конкурс чтецов «Строки Войны»; Международная интернет- олимпиада по предметам « Солнечный свет»; Всероссийская онлайн олимпиада «Я люблю математику»; Международного образовательного конкурса «Олимпис 2020 — Осенняя сессия» по предметам ;Международная Олимпиада ЯКЛАСС по математике; Всероссийский марафон финансовой грамотности на платформе инфоурок; Международный Игровой конкурс по английскому языку «BritishBulldog»; Международная олимпиада « Инфоурок» Зимний сезон; Международная олимпиада « Инфоурок» весенний сезон; Всероссийская онлайн-игра «Сложение», «Умножение»,« Деление», « Мульти, Счет на лету, Кругосветка, Комиксы» ; III Международная онлайн-олимпиада по математике «Bricsmath.com»1-11 кл; Образовательные марафоны : «Сказочная Лапландия, Затерянная Атлантида, Покорение Рима, Путешествие в Индию, Остров сокровищ» ; Всероссийская онлай-олимпиада по программированию для 1-9 кл; Всероссийская онлай-олимпиада по математике для 1-9 классов; Всероссийская онлай-олимпиада по русскому языку для 1-9 классов; Всероссийская межпредметная олимпиада « Дино» для 1-4 кл; Всероссийская онлай-олимпиада « Безопасные дороги»; Всероссийская онлай-олимпиада « Олимпийские игры» по предметам для 1-9 классов; Региональная олимпиада для 3-4 кл; Всероссийский творческий конкурс «Твой первый шаг»; Всероссийский многожанровый кубок « Движение вверх»; Международный вокальный фестиваль « Чудо песенка»; Международный вокальный фестиваль «Новогодний калейдоскоп»; Международный вокальный фестиваль «Открытие года 2020»; Всероссийский творческий конкурс « Уж небо осенью дышало»; Всероссийский конкурс «лучшие танцоры года»; Всероссийский конкурс детско-юношеского творчества «Жила- была сказка»; Международный конкурс – фестиваль современной и традиционной хореографии; XX открытая городская экологическая научно- практическая конференция, посвящённая дню Земли.
За 2020/2021 учебный год учащимися МБОУ « Гимназия №1» в конкурсах, олимпиадах и конференциях было завоёвано побед различного уровня: международный -476, российский-240, региональных- 2, городских -25, район- 3.
В ТОУ участвовало 86 учащихся:
- вокально-хоровая студия «Калейдоскоп» (преподаватель Фёдорова Н.В.) — 15 учащихся
- хореографическая классная компания (Князева Е.В.) -35 человека
В СОУ участвовали 73 учащихся (преподаватели Косых Ю.В., Путилин В.В., Ремешева Н.В.), которые сумели завоевать 3 окружных и 5 районных побед.
Характеристика внутришкольной системы оценки качества
Основным принципом отбора показателей для оценки качества образования на примере нашего образовательного учреждения являются не только и не столько уровень обученности школьников, но и такие основные компоненты образовательного процесса и ведущие показатели качества их оценки, как:
- Качество организационно-педагогических условий реализации ОП:
- перечень образовательных технологий
- соответствие возрастным особенностям учащихся
- образовательные маршруты обучения
- обеспечение валеологических условий
- соблюдение объема максимально допустимой учебной нагрузки обучающихся
- соблюдение требований к режиму обучения
- наличие диагностики
- организация социально-психологической поддержки
- Качество учебных программ:
- преемственность в изучении по вертикали
- преемственность в изучении по горизонтали
- соответствие уровня учебных программ целям и задачам ОП
- соответствие ФГОС
- качество способов достижения
- соответствие учебников федеральному перечню
- Качество информационного и методического обеспечения
Это качество проявляется в комплексе таких характеристик как
- доступность Интернета
- наличие минимально возможных часов работы в Интернете
- наличие программ, учебных пособий и литературы для углубленного использования ИКТ
- компьютерные программы обучения, деловые игры, консультационно-проверочные тесты по различным дисциплинам
- Качество преподавания знаний
Главную роль в обеспечении качества образования играет квалификация, компетентность и человеческие характеристики преподавательского состава.
При экспертизе качества преподавательского корпуса оцениваются: базовое образование преподавателя, стаж педагогической работы, статус в учебном процессе, специализация преподавателя и ее соответствие учебной дисциплине, квалификация (научная степень, звание, должность), форма и дата повышения квалификации.
Одним из видов социометрического измерения работы преподавателя является анкетирование «преподаватель глазами учащихся»