Особенности обучения в начальной школе гимназии

В чем отличие гимназии от школы?Обучение в начальной школе Гимназии №1Новый стандарт образования в начальной школеЛичностно ориентированное воспитание в начальной школе Гимназии №1Дополнительное образованиеРабота начальной школы по самоуправлениюРабота с родителями как одно из важнейших направлений работы в начальной школе

Гимназия – это учебное учреждение, в котором реализуются программы, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля. В соответствии с гимназическим статусом в начальной школе гимназии реализуются принципы гуманизации и гуманитаризации образования. В настоящее время эти направления являются приоритетами в мировом образовании. В американских высших учебных заведениях технического профиля не менее 20% относиться на гуманитарные предметы, которые должны обеспечить полноценное развитие будущих специалистов. По мнению Н.И.Пирогова главную роль в формировании духовного мира личности, играют гуманитарные науки, поскольку нигде не заключается образовательности для внутреннего мира человека больше, как в учении, недаром названном гуманным». Гуманитарные предметы, как правило, всегда интересуют родителей, как заказчиков и потребителей образовательных услуг. С точки зрения анализа учебного плана начальной школы на предметы гуманитарного профиля приходится в среднем около 60 %. Гуманизация образования в начальной школе реализуется через общественные науки и учебные дисциплины – введение в историю, литературу, изобразительное искусство, музыку, английский и русский языки, экологию для младших школьников, краеведение. В соответствии с поставленными целями гимназического образования особое внимание уделяется гуманитаризации, под которой понимается система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и таким образом на формирование личностной зрелости обучаемых. Любого родителя устраивает гуманистический подход к ребенку, хотя называют они это другими словами — «чтобы ребенка любили».

Результаты обучения — это то, чем интересуются родители в начальной школе в первую очередь. В начальной школе гимназии более 80 % учащихся учатся только на 4 и 5. А в первых классах действует система безотметочного обучения, когда учителя отслеживают только развитие ребенка, его успехи и достижения. В начальной школе гимназии №1 в начальной школе реализуются программы развивающего обучения. Почему? В зависимости от целей образования, которые учителя и родители ставят перед собой, зависит выбор программ обучения. Считается, что если цель видится в том, чтобы воспитать из каждого ученика толкового исполнителя, успешно функционирующего в той или иной области жизни, следует выбирать традиционную систему обучения, совершенствуя ее. Если же цель воспитания состоит в том, чтобы воспитать из каждого ребенка субъекта своей жизни, то есть человека, способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи и находить оптимальные средства и способы их решения, следует предпочесть систему развивающего обучения. Выбор программ развивающего обучения – одно из условий создания для учащихся развивающей среды.

Развивающее обучение и его отличие от традиционного.

Любое обучение развивает ребенка. Однако нельзя согласиться с тем, что в одном случае обучение как бы надстраивается над развитием, как говорил Л.С.Выготский, «плетется в хвосте» у развития, оказывая на него стихийное влияние, в другом целенаправленно обеспечивает его и активно используется для усвоения знаний, умений, навыков. В первом случае преобладает информационная функция обучения, во втором приоритет развивающей функции кардинально меняющей построение процесса обучения. Эффективность обучения, как правило, измеряется количеством и качеством приобретенных знаний, а эффективность развития уровнем, которого достигают способности учащихся, т.е. тем насколько развиты у учащихся основные формы их психической деятельности, позволяющей быстро, глубоко и правильно ориентироваться в явлениях окружающей действительности. Давно замечено, что можно знать, но при этом не уметь самостоятельно разобраться в новом явлении, даже из относительно хорошо известной сферы науки (Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. –М.Педагогика, 1989) Из курса дидактики нам известно, что деятельность учащихся может быть репродуктивной и продуктивной. Они тесно связаны между собой, применяются в обучении, но в зависимости от того, какой вид деятельности преобладает, обучение оказывает различное влияние на развитие детей. Репродуктивная деятельность характеризуется тем, что ученик получает готовую информацию, воспринимает ее, понимает, запоминает, затем воспроизводит. Основная цель такой деятельности — формирование у школьника знаний, умений, навыков, развитие памяти и мышления. Продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит свое выражение в таких мыслительных операциях, как анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение. Эти мыслительные операции принято называть логическими приемами мышления, или приемами умственных действий «.. организация развивающего обучения предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но дает существенные сдвиги в умственном развитии ребенка. Овладев этими приемами ученики становятся более самостоятельными в решении учебных задач, могут рационально строить свою деятельность по усвоению знаний» (Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.Педагогика, 1979).

Новый стандарт образования, в отличие от предыдущих нормативных документов, определяющий минимум образования, значительно изменяет подход и требования для учащихся в начальной школе. На первом месте выделены общеучебные умения и навыки. Это то, о чем говорили учителя предметники среднего звена, о том, что учащиеся испытывали неудачи при обучении в среднем звене не из-за недостатка знаний, а скорее из за того, что у них не были выработаны общеучебные умения в начальной школе. Кроме того, в новом стандарте значительно изменены приоритеты учебных целей. Еще один обязательный вопрос родителей касается английского языка. Известно значение английского языка на современном этапе. По новому базисному учебному плану английский язык будет изучаться во всех начальных школах России. Учителя гимназии имеют уникальный пятнадцатилетний опыт обучения английскому языку с начальной школы. Может быть поэтому наши учащиеся являются победителями многих конкурсов и олимпиад по английскому языку, успешно справляются с ним при обучении в вузы и при поступлении в аспирантуру.

В гимназии интересные и оригинальные программы, а что делать, если ребенок заболел или пропустил занятия по другой уважительной причине? Как восполнить пробел в знаниях?

В начальной школе существует система консультаций, которые традиционно занимают особое место в учебном процессе всей гимназии №1. Целью проведения консультаций учителя считают повышение мотивации учащихся на изучение тех или иных предметов, восполнение пробелов, углубление отдельных тем программы, сдача задолженностей. Введение в учебный процесс начальной школы консультаций направлено на повышение качества образования.

Н.И. Пирогов называл воспитание «вопросом жизни». Однако в традиционной педагогике воспитание считалось второстепенным процессом, а на первом месте всегда стояло обучение. В последнее время воспитанию стали уделять особое внимание, даже традиционный учебно-воспитательный процесс было рекомендовано называть воспитательно-учебным процессом. Изменение приоритетов в воспитании связано с развитием личностно ориентированной школы, декларированной в законе об образовании. Построение личностно ориентированной системы воспитания начинается с обоснования цели. Цель воспитания – это проявление культурного развития социума, показатель его самосознания, сфера его традиционной ментальности, самоопределения. Что же лежит в основе воспитания в начальной школе гимназии №1? -психологические концепции развития личности, -личностно ориентированный подход, учитывающий личность ребенка, мониторинг развития личности учащегося, профессиональную компетентность педагогов, создание условий для развития и самореализации личности. Педагогический коллектив уверен, что становление ребенка субъектом — это не момент воспитания, а его суть. Детство – это не преддверие жизни, а уже жизнь. Детство – особая социальная реальность, имеющая самостоятельную ценность, а не только как период подготовки к чему-либо. Развивающийся человек – сложный биосоциальный феномен, в котором два начала – природное и общественное – обуславливают индивидуальное для каждого ребенка развитие. Педагогическая цель воспитания с учетом личности ребенка – развить то, что заложено природой, к чему человек индивидуально предрасположен. Реализация в гимназии воспитательных задач, выдвинутых Минобразования России

Задачи Реализация в гимназии
1 Сохранение исторической преемственности поколений Введение в учебный план гимназии предмета «История для младших школьников».
Проводится конкурс «Моя родословная» среди учащихся 3х классов.
Вовлекается в процесс воспитания семья (родителей, дедушек и бабушек): проведение совместных мероприятий, встреч, классных часов. Участие родителей в концертах.
2 Развитие национальной культуры Проведение праздника русской культуры «Масленица»
3 Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России Экскурсии по городу Воронежу, в краеведческий музей.
Подготовлены и показаны учащихся младших классов спектакли «Тайна имени Воронеж», «История нашего края»
Проводится конкурс исторического рисунка.
4 Формирование духовно-нравственных качеств личности Проводятся классные часы на морально-нравственные темы, проведен праздник «За честь гимназии»
5 Воспитание патриотов России; граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость Проведение патриотической работы: конкурсы рисунков в честь освобождения г.Воронежа и Дня победы,

композиция, посвященная дню освобождения г.Воронежа, литературно-художественная композиция, посвященная Дню победы,

Мемориал памяти «Моя семья в годы Великой отечественной воны»

Работа по внедрению в деятельность начальной школы самоуправления

6 Разностороннее развитие детей и молодежи; формирование их творческих способностей, создание условий для самореализации личности Система дополнительного образования, в том числе и платного. Участие учащихся в гимназических конкурсах, концертах, выставках, посещение театральных постановок.
7 Воспитание у детей и молодежи целостного миропонимания, современного научного мировоззрения. Система экологического образования, конкурсы экологического плаката, рисунка, поделок.

Участие учащихся в олимпиадах.

Работа детского научного общества

8 Формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни Реализация программы «Здоровье»

Классные часы, посвященные родителям, семейной жизни.

9 Формирование трудовой мотивации. Участие учащихся в дежурстве, субботниках.
Работа по самоуправлению
10 Формирование социальной и коммуникативной компетенции школьников средствами всех учебных дисциплин Воспитательный потенциал программ, применение на уроках групповых методов.

Из приведенной таблицы видно, что сложившаяся в гимназии система воспитательной работы направлена на реализацию основных воспитательных задач.
Воспитательная работа проводится в соответствии Концепцией воспитания Воронежской области, с планом воспитательной работы начальной школы, воспитательной системой гимназии и основной задачей вооружить учащихся знаниями основ наук, сформировать личность нравственную, моральноустойчивую, физически совершенную.

В соответствии с планом воспитательной работы начальной школы проводятся мероприятия трех уровней:

  • распространяющиеся на всю начальную школу;
  • проведенные на параллель;
  • проведенные на уровень класса.

Традиционные праздники

Из проведенных общегимназических мероприятий можно отметить традиционно высокий уровень проведения праздников: «1 Сентября», «Посвящение первоклассников в гимназисты», праздник «Букваря», праздник «За честь гимназии», праздник влюбленных «День Святого Валентина», праздник, посвященный Дню победы, «Гимназическая Весна», «Восходящая звезда» В них принимают участие все учащиеся начальной школы гимназии. Всего в учебном году проведено 25 мероприятия на всю начальную школу.

Дополнительное образование в гимназии является составной частью развития учащихся. В этом учебном году 224 учащихся, что составляет 64% от всех учащихся начальной школы, занимались в системе дополнительного образования как в гимназии, так и вне ее. Однако занятость учащихся в разных классах различная.

Таблица . Структура платных дополнительных образовательных услуг на базе начальной школы гимназии №1

Спортивно-оздоровительное
направление
Эстетическое
направление
Музыкальное
направление
Общеучебное направление
Шахматная секция Хореографическая студия «Классная компания» Музыкальное отделение Курсы английского языка
Секция гимнастики Театральная студия «Теремок» Вокальная студия
«Калейдоскоп»
Компьютерные курсы
Футбольная секция

 

Художественно-эстетическая студия Курс «Наглядная геометрия»

В структуре платного дополнительного образования в гимназии представлены разнообразные направления.

Воспитание учащихся начальной школы средствами предметов второй половины дня.

Традиционно в начальной школе гимназии есть предметы второй половины дня. Предметы второй половины дня позволяют расширить возможности образовательной системы школы и обеспечить функционирование системы дополнительного образования.
Предметы второй половины дня несут глубокую гуманитарную направленность, так как направлены на всестороннее развитие личности учащихся, целью которых является всестороннее развитие личности. Направления развития учащихся представлены в таблице.

Таблица. Развитие учащихся начальной школы гимназии №1 средствами предметов второй половины дня.

Название предмета второй половины дня Направление развития учащегося
Спорт

 

Обеспечение потребности в двигательной активности учащихся начальной школы, физическое развитие
Пение

 

Развитие специальных вокальных данных, физиологическое развитие легких, совершенствование голосового аппарата.
Хореография

 

Развитие специальных хореографических данных, чувства ритма, общее физическое развитие, обеспечении е двигательной активности учащихся.
Театр

 

Расширение кругозора учащихся, развитие творческих способностей, развитие коммуникативной культуры.
Художественный труд Развитие художественного восприятия, развитие мелкой моторики руки, развитие творческого способностей.
Краеведение

 

Развитие гражданственности, расширение кругозора

На предметы второй половины дня в начальной школе гимназии приходиться 202 часа.
Родители, которые проводят много времени на работе интересуются: есть ли в школе группа продленного дня и чем там занимаются дети?

Воспитательная работа в группах ГПД

В связи с изменением социальных условий в нашей стране в гимназии возрастают запросы родителей на формирование и функционирование в течение года групп ГПД. В позапрошлом учебном году работала 1 группа ГПД, в прошлом – 5 групп, в этом году 5 групп (с подгруппами 7).
В ГПД дети не только гуляют, делают домашние задания, но и играют а развивающие игры, получают необходимую помощь от учителя
Расписание внеурочной деятельности в МБОУ «Гимназия №1» во второй половине дня.

Работа по самоуправлению является важнейшим разделом воспитательной работы. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене бывает поздно. В каждом классе сформированы комитеты с конкретными целями: учебный, трудовой, игровой, экологический, дизайнерский, спортивно-оздоровительный, мониторинговых исследований. Самые активные участники самоуправления были впервые награждены (8 учащихся) на празднике «За честь гимназии»

Работа по программе «Одаренные дети»

Главным управлением образования Воронежской области предложены приоритетные направления, по которым рекомендовано работать учебным заведениям в этом направлении.

Таблица. Реализация в гимназии приоритетных направлений работы с одаренными детьми.

Приоритетное направление Реализация в гимназии
Создание и развитие различных моделей образовательных учреждений Гимназия как инновационное учебное заведение
Создание условий для получения образования по выбору и возможность получить образование в соответствии со склонностями, способностями, интересами и состоянием здоровья учащихся. Базовое образование в начальной школе, превышающее стандарт и дающее возможность апробировать учебные возможности учащихся,
Система дополнительного образования и платных дополнительных услуг дает возможность учащимся получать развитие в соответствии склонностями, способностями, интересами и состоянием здоровья учащихся.
Совершенствование традиционных и инициирование создания новых педагогических технологий личностно ориентированного обучения детей Продолжается работа педагогов гимназии над единой методической темой по внедрению в учебный процесс личностно ориентированных технологий.
Определение мер морального и материального стимулирования способных и одаренных детей Традиционная в гимназии система награждения учащихся на празднике «За честь гимназии» за отличные успехи в учебе, за победы на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах (награжден 161 ученик), «Восходящей звезде» (награждено 196 учащихся), «Гимназической весне» ( награждено 140 учащихся)
Формирование системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, ориентированных на решение проблем организации обучения способных и одаренных детей Функционирующая в гимназии система методической работы, способствующая росту педагогической компетентности.

Поддержанию имиджа школы способствует правильная грамотная политика с родителями, строящаяся на уважении их и детей. Обеспечение активных контактов с родителями и привлечение их к образовательному процессу Контакт с родителями часто зависит не только от их личностных особенностей, занятости, заинтересованности в результатах обучения и воспитания ребенка, от социального уровня семьи. 85% учащихся начальной школы живут в полных семьях, из всех детей 1,4% живут в многодетных семьях. Разнообразны формы работы с родителями в начальной школе. Учителя и администрация стараются своевременно информируют родителей, как о достижениях, так и о перспективах развития начальной школы. Регулярно проводятся встречи родителей не только с учителями, но и директором Л.А. Валаевой и зам. директора по УВР Е.В. Коростелевой. Мы работаем с родителями честно и открыто.