Правовой консультант

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 6 мая 2019 г. N 464 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РАЗМЕРЕ И ПОРЯДКЕ ВЫПЛАТЫ КОМПЕНСАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, УЧАСТВУЮЩИМ В ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»


КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Управление образования и молодежной политики направляет в наш адрес письмо департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.12.2016 № 80-11/11432 и рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации для разработки и организации работы по внедрению в образовательных учреждениях Кодекса профессиональной этики педагогических работников.

МОДЕЛЬНЫЙ КОДЕКС профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Администрация городского округа город Воронеж утвердила Административный регламент по предоставлению муниципальных услуг «Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в образовательных учреждениях, расположенных на территории города Воронежа».

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Читать>>

Санитарные нормы

С чем связана необходимость введения новых санитарных правил для образовательных учреждений?

Важнейшим основанием для появления документа послужило принятие федеральных образовательных стандартов второго поколения, включающих требования не только к структуре и результатам освоения основных образовательных программ, но и к условиям их реализации.

Что изменилось в требованиях к условиям и организации обучения в школе?
Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузке представлены в таблице:

Классы при 6-дневной недели, не более
1
2-4 26
5 32
6 33
7 35
8-9 36
10-11 37

Повышение нагрузки связано с увеличением до 3 ч в неделю обязательных уроков физической культуры, предусмотренных новым образовательным стандартом.
Установлены новые, менее продолжительные регламенты подготовки домашних заданий. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3-х классах — 1,5 ч, в 4-5-х классах — 2 ч, в 6-8-х классах — 2,5 ч, в 9-11-х классах — 3,5 ч.
Результаты научных гигиенических исследований последних лет убедительно показали преимущество проведения сдвоенных по одному предмету уроков для снижения утомляемости учебного процесса, что позволило снять ограничения на такой способ составления расписания.
Впервые сформулированы требования к весу ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей, который не должен превышать: для обучения 1-2-х классов — более 1,5 кг, 3-4-х классов — более 2 кг, 5-6-х классов — более 2,5 кг, 7-8-х классов — более 3,5 кг, 9-11-х классов — более 4,0 кг.
В раздел, регламентирующий медицинское обслуживание, включены требования о том, что после перенесенного заболевания обучающиеся могут быть допущены к занятиям в общеобразовательном учреждении только при наличии справки врача-педиатра и о необходимости проводить медосмотры детей с целью выявления педикулеза не реже 4 раз в год после каждых каникул и ежемесячно выборочно.

Ответственность школы

Ответы юриста-консультанта журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»

Какую ответственность несет общеобразовательная школа в случае, если во время занятий обучающемуся причинен вред здоровью (травма при падении)?

В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) вред, причиненный личности, в т. ч. вред здоровью гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В данном случае таким лицом (юридическим) будет признана школа, если школе не удастся доказать, что вред причинен не по ее вине (вине ее работников). Дело в том, что гражданское законодательство исходит из презумпции вины предполагаемого причинителя вреда, другими словами, школа автоматически будет признана виновной, если ей не удастся опровергнуть презумпцию.
Согласно ст. 401 ГК РФ школа будет признана невиновной (презумпция опровергнута), если «при той степени заботливости и осмотрительности», какая требовалась от школы по характеру ее деятельности, школой были приняты все меры для надлежащего исполнения своих обязанностей. Практически это означает, что в случае судебного дела школе необходимо представить доказательства надлежащего исполнения ее обязанностей, в частности, подтвердить наличие школьных документов, предусмотренных законодательством об охране труда, жизни и здоровья, и проведение инструктажа; доказать исполнение требований этих документов (например, путем представления в суд справок о проверках работы школы, показания свидетелей и др.), а также доказать фактические обстоятельства несчастного случая, свидетельствующие об отсутствии вины школы (акт расследования несчастного случая, показания свидетелей).
В соответствии со ст. 402 ГК РФ школа несет ответственность за действия своих работников. Поэтому необходимо представить в суд доказательства надлежащего исполнения работниками школы их обязанностей (в графе Акта расследования несчастного случая «о виновных лицах» должно быть записано: «виновные лица не установлены» либо «виновен учащийся М.»; вызванные свидетели, в т. ч. обучающиеся, должны подтвердить надлежащее исполнение обязанностей работниками).
В данном случае речь идет об имущественной ответственности школы в виде взыскания денежной компенсации за причиненный вред (расходы на лечение, моральный вред, под которым понимаются нравственные и/или физические страдания и т. п.), а в случае выявления виновного работника — также о дисциплинарной ответственности в виде объявления ему замечания, выговора или увольнения по подл, «д» п. 6 ст. 81 Трудового кодекса РФ («за нарушение работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия…»).

В одной московской школе на перемене ученик 6-го класса К. ударил в лицо ученика 5-го класса Г. за то, что последний толкнул его. В результате ученик Г. упал, получил тяжелое сотрясение мозга, лечился в больнице, до конца учебного года находился на условиях индивидуального обучения вне школы. Дежурный учитель был на месте, но физически не мог воспрепятствовать происшествию — не успел добежать до детей до того, как был нанесен удар, а на устное требование учителя прекратить драку К. не отреагировал. Какую ответственность несет школа? Несут ли какую-то ответственность родители ученика К.?

В соответствии с законодательством (ст. 1073 ГК РФ) за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет, отвечают его родители (законные представители)Но если этот несовершеннолетний находился под надзором образовательного учреждения, то учреждение отвечает за вред, если не докажет, что вред возник не по его вине в осуществлении надзора. В соответствии с обобщениями судебной практики в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ (например, п. 15 постановления от 28.04.94 № 3 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья») под виной родителей понимается безответственное отношение к воспитанию несовершеннолетних или неправомерное использование своих прав по отношению к детям, «результатом которого явилось неправильное поведение детей, повлекшее вред {попустительство или поощрение озорства, хулиганских действий, безнадзорность детей, отсутствие к ним внимания и т. п.)».
Под виной образовательных учреждений понимается неосуществление ими должного надзора за детьми в момент причинения вреда.
При этом если будет доказано, что причинение детьми вреда имело место как по вине родителей, так и по вине образовательного учреждения, то вред возмещается по принципу долевой ответственности в зависимости от степени вины каждого.
Судя по информации, содержащейся в вопросе, вред причинен не из-за пороков надзора (дежурный учитель присутствовал и пытался предотвратить несчастный случай), а из-за пороков воспитания, вероятно, в виде попустительства (К. проявил свои эмоции в неприемлемой форме — ударил по лицу). По моему мнению, вина школы отсутствует, и школа не должна возмещать вред здоровью Г. Возместить вред должны родители К.

В школе во время прогулки ребенок из группы продленного дня играл во дворе школы и упал с лестницы, на которую забрался. В результате он получил травму и лечился в санатории. Его родители обвинили школу в том, что учреждение не обеспечило безопасных условий пребывания детей в группе продленного дня и обязано возместить вред здоровью ребенка. Имеет ли какое-то значение то, что ребенок сам виноват в своей травме (он сам залез на лестницу, никто из других детей его не толкал), и должна ли школа отвечать за такой несчастный случай?

В соответствии со ст. 1073 Гражданского кодекса РФ за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет, если этот несовершеннолетний находился под надзором образовательного учреждения, отвечает это учреждение, если не докажет, что вред возник не по его вине. Под виной образовательных учреждений понимается неосуществление ими должного надзора за детьми в момент причинения вреда (о случаях, когда вред причинен не по причине недостатков в осуществлении надзора, и о том, как школа должна доказывать отсутствие своей вины, см. предыдущие вопросы). Это правило применяется и тогда, когда вред причинен ребенку в результате его собственных действий, поскольку последствия причинения малолетним вреда самому себе равнозначны последствиям причинения им вреда другим лицам.
Все действия малолетних лишены юридического значения, ответственность несет образовательное учреждение. Нельзя признавать вину малолетних в причинении вреда, в т. ч. вреда самому себе. Такого же мнения придерживается Верховный Суд (например, такая позиция высказана в Определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 июля 2001 г.). Поэтому значение имеет не вопрос о том, кем и как В российской системе права предусмотрено несколько видов ответственности (уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая (имущественная) и др.). был причинен вред малолетнему, а то, находился ли ребенок в тот момент времени под надзором образовательного учреждения, а если находился, то предприняло ли учреждение все зависящие от него меры с целью обеспечить безопасность детей, была ли в произошедшем вина учителя, который должен был осуществлять надзор за детьми.

«В некоторых российских школах существует практика по удалению учащихся с уроков, когда ребенка просто просят выйти из класса. Правомерно ли это?»

Ребенок в период занятий и иных внеурочных мероприятий школы должен находиться под надзором школы.Если ребенок в это время оставляется без надзора, то, как показывает практика, последствия могут быть самыми непредсказуемыми и тяжелыми. При этом в произошедшем будет вина школы, поскольку работник школы намеренно оставил ребенка без присмотра (например, удалил в коридор, где нет дежурного учителя, или послал домой за забытым дневником или тетрадью). Поэтому правомерность удаления с урока полностью зависит от того, как будет организован надзор за ребенком в этот момент. Если ребенок в момент удаления будет оставлен без должного надзора, это будет неправомерно.
Однако в том случае, когда надзор обеспечен (например, ребенка отводят в учительскую комнату под надзор других учителей, оставляют у директора или иных представителей администрации, работник школы сопровождает ребенка домой), удаление ребенка из класса может быть использовано как средство воспитания, как способ поддержания дисциплины.
Может возникнуть вопрос о том, не нарушает ли удаление конституционного права ребенка на образование. Представляется, что если обучающийся не только сам не реализует своего права (в силу особенностей характера или специальных образовательных потребностей не занимается на уроке), но и мешает реализации этого права другим учащимся (мешает вести урок), он может быть удален, поскольку осуществление прав гражданами не должно нарушать права и законные интересы других лиц.

Предоставляет ли Закон РФ «06 образовании» родителям (законным представителям) ученика, обучающегося в общеобразовательной школе, право присутствовать на уроке, если они сомневаются в квалификации учителя?

Закон РФ «Об образовании» ст. 52 п.1

Закон РФ «Об образовании» предоставляет родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся право защищать законные интересы своих детей.
«Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право … защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением».

Закон РФ «Об образовании» ст. 15 п.7

Образовательные учреждения обязаны обеспечить родителям (законным представителям) возможность реализации этих прав. Например, закон требует, чтобы
«…родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся».
Однако Закон РФ «Об образовании» (ст.52) не дает право родителям (законным представителям) обучающихся присутствовать на уроках, тем более с целью оценки уровня квалификации учителей. Подбор и расстановка кадров находятся в ведении образовательного учреждения. Оно же несет ответственность за уровень квалификации своих работников.

Закон РФ «Об образовании» ст. 15 п.2 подп. 4

«К компетенции образовательного учреждения относятся: подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации».
Поэтому родители (законные представители) могут обратиться к руководителям образовательного учреждения с просьбой обратить внимание на недостаточный, по их мнению, квалификационный уровень того или иного учителя. Также они вправе защищать интересы своих детей любыми другими законными способами, включая обращение в суд.

Семейный кодекс РФ от 29.12.95 № 223-ФЗ, ст.56 п.1

«Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.
Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органами опеки и попечительства, прокурором и судом».
Только добровольное согласие администрации образовательного учреждения и учителя могут позволить родителям (законным представителям) обучающегося присутствовать на уроке. При этом следует помнить, что посещение урока посторонними людьми может нарушить (чаще всего, нарушает) нормальный ход учебных занятий и в той или иной мере мешает как учителю, так и обучающемуся, сковывая их инициативу и отвлекая от процесса обучения.

В каком случае общеобразовательное учреждение вправе провести аттестацию обучающегося в целях определения его уровня подготовки?

Закон РФ «Об образовании» устанавливает право обучающихся на переход из одного образовательного учреждения в другое. Для этого требуется согласие образовательного учреждения, в котор.ое он переходит, и успешное прохождение аттестации.

Закон РФ «Об образовании», ст.50, п.19

«Обучающиеся, воспитанники имеют право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации».
Для муниципальных общеобразовательных учреждений согласие является формальным, т. к. они должны обеспечить обязательный прием на ступени начального общего и основного общего, среднего (полного) общего образования всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

Закон РФ «Об образовании», ст.16, п.1

«Учредитель устанавливает порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, обеспечивающий прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня».
При этом следует обеспечить реализацию права родителей (законных представителей) на свободу выбора образовательного учреждения.

Закон РФ «Об образовании», ст.16, п.1

«Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения…».
Право образовательного учреждения на проведение аттестации обучающихся, переходящих из другого образовательного учреждения для обучения на ступенях начального общего и основного общего образования, следует использовать для определения, какому году обучения соответствуют знания обучающихся, с тем чтобы зачислить их в соответствующий этим знаниям класс.
Запрещается проводить аттестацию обучающихся, переходящих из других образовательных учреждений, при приеме их для начала обучения на ступени среднего (полного) общего образования при предоставлении ими документа об уровне образования государственного образца. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях наличие документа государственного образца является обязательным условием приема для обучения на ступень среднего (полного) общего образования. Перепроверят данные государственной итоговой аттестации, по результатам которой выдан этот документ, образовательному учреждению право не дано. При этом наличие документа государственного образца об основном общем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения на ступени среднего (полного) общего образования.

Разъясните, как определяется рабочее время учителей и других педагогических работников школы в каникулярное время?

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.04.2004 г. №945 утверждено «Положение о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений». В соответствии с пунктом 4.2 этого Положения в каникулярный период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы), определенной им до начала каникул, и времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 настоящего Положения, с сохранением заработной платы в установленном порядке.
Учителя, осуществляющие индивидуальное обучение на дому детей в соответствии с медицинским заключением, в каникулярный период привлекаются к педагогической (методической, организационной) работе с учетом количества часов индивидуального обучения таких детей, установленного им до начала каникул.
Пункт 2.3 Приказа определяет, что другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения и правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника, и может быть связана с:

выполнением обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;

организацией и проведением методической, диагностической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением; временем, затрачиваемым непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;

дежурствами в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитанников различной степени активности, приема ими пищи. При составлении -графика дежурств педагогических работников в образовательном учреждении в период пpoведения учебных занятий, до их начала и после окончания учебных занятий учитываются сменность работы образовательного учреждения, режим рабочего времени каждого педагогического работника в соответствии с расписанием учебных занятий, общим планом мероприятий, другие особенности работы, с тем чтобы не допускать случаев длительного дежурства педагогических работников, дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы к дежурству по образовательному учреждению педагогические работники привлекаются не ранее чем за 20 минут до на чала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия;
выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).