Отряд юные пожарные

Программа «Дружина юных пожарных» 

Характеристика участников образовательного процесса.

В реализации программы принимают участие преподаватель — организатор ОБЖ. К занятиям целесообразно привлекать сотрудников государственной противопожарной службы, медицинских учреждений, отделов профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних, юристов.

Учащиеся 1-11 классов объединяются в группы по 10 человек в каждой группе на основе добровольного объединения в Дружину Юных Пожарных (ДЮП):

  • 1-я группа — учащиеся 1-4 классов,
  • 2-я группа — учащиеся 5-9 классов,
  • 3-я группа — учащиеся 10-11 классов.

Цель и задачи программы.

 Цель — создание условий для организации деятельности школьников по изучению правил пожарной безопасности и привлечения их к организации пропаганды пожаробезопасного поведения среди учащихся и населения в селе.

Основные задачи:

  1. Обучение правилам пожарной безопасности.
  2. Привитие навыков осознанного пожаробезопасного поведения, правильных действий в случаи возникновения пожара.
  3. Формирования сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
  4. Улучшения правовой подготовки.
  5. Овладения умениями оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • выраженной устойчивой познавательной мотивации;
  • положительной, адекватной, дифференцированной самооценки;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиции партнёров в общении, устойчивое следование в поведении моральным нормам;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь;

Регулятивные результаты:

  • преобразовывать практическую задачув познавательную;
  • проявлять инициативу в сотрудничестве;
  • самостоятельно, адекватно оценивать правильность выполнения действия ивносить необходимые коррективы;

Познавательные результаты:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • строитьлогическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные результаты:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
  • последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

       Основными способами достижения планируемых результатов является проведение по окончании изучения раздела обобщающих игр, викторин, конкурсов, практических занятий.

В результате освоения программы «Дружина юных пожарных», учащиеся должны:

знать:

— основные положения нормативных документов по организации тушения пожаров и ведения аварийно-спасательных работ;

— принципы организации и порядок тушения пожаров4

— особенности применения специальных средств пожаротушения, оборудование, приборов, инструментов, приспособлений;

Приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;

Способы переноски и транспортировки пострадавших при различных травмах.

научиться:

— применять и эффективно использовать спасательную технику, средства пожаротушения, приборы, оборудование и средства связи;

— оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;

— контролировать личное морально-психологическое состояние при пожарах и других чрезвычайных ситуациях.

иметь представление:

— об отечественном и зарубежном опыте тушения пожаров;

— о перспективах развития отечественных аварийно-спасательных средств и средств пожаротушения;

— о природных явлениях региона;

— о процессе горения, пожаре и его развитии, особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах.

Обучающиеся участвуют в рейдах по проверке противопожарного состояния школы, выступают в составе агитбригад, организуют флеш- мобы.

 

Содержание   обучения учащихся основной школы  правилам пожарной безопасности.

Тема 1. Становление пожарного дела.

1.Опустошительные пожары на Древней Руси. Необходимость организованных государственных мер по борьбе с пожарами.

2.История создания противопожарной службы.

3.Государственная противопожарная служба. Цель её создания. Структура: пожарные части, государственный пожарный надзор. Добровольные пожарные формирования. Медали “За отвагу” , “ За спасение погибавших”.

4.Закон РФ “О пожарной безопасности”. Указ Президента РФ “Об установлении Дня пожарной охраны”.

5.Экскурсия в пожарную часть, районную пожарно-техническую выставку. Дружины юных пожарных.

Тема 2. Отчего происходит пожары.

1.Пожар как сложный физико-химический процесс горения.

  1. Основные причины пожаров: неосторожность обращения с огнём, неисправность или неправильная эксплуатация электрооборудования, детская шалость с огнём и др. Самовозгорание.
  2. Характерные примеры пожаров.

Тема 3. Сигарета — яд и пожар.

  1. Курение — самая распространенная из вредных привычек. Вред курения. Причины курения подростков.
  2. Опасность курения в постели и неосторожного обращения с не затушенной сигаретой. Примеры пожаров.

Тема 4. Сколько стоит пожар?

1.Экологические последствия пожаров. Психологические последствия пожаров.

  1. Материальные последствия пожаров. Затраты на обеспечение пожарной безопасности, содержание пожарной охраны как дополнение к стоимости пожара.
  2. Важность профилактики пожаров.

Тема 5. Пожарная безопасность. Общие понятия.

1.Возможная вероятность пожара. Пламя. искры, повышенная температура, дым, токсичные продукты горения и разложения, пониженная концентрация кислорода – основные факторы пожара. Вторичные проявления опасных факторов.

2.Пожарная безопасность-комплекс организованных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращения пожара. Инженерно-технические мероприятия (эвакуация)

3.Технические и автоматические средства противопожарной защиты.

4.Уголовная, административная дисциплинарная ответственность в отношении виновных лиц.

Тема 6. Люди огненной профессии.

1.Необходимость профессии пожарного. Готовность пожарных немедленно прийти на помощь.

  1. Опасность огненной профессии. Условия, в которых работает пожарный. Работа с пожарно-техническим вооружением.

3.Государственная противопожарная служба. Структура. Добровольные пожарные формирования. Дружины юных пожарных. Специализированные пожарно-технические группы.

4.Телефон 01. Создание региональных спасательных отрядов.

  1. Встреча с сотрудниками пожарной охраны. Посещение пожарно-технической выставки.

Тема 7. Летний пожароопасный сезон.

1.Необходимость сохранения лесных массивов. Большой материальный ущерб от лесных пожаров.

2.Защита населённых пунктов, производственных объектов, линий электропередач и др.

3.Большая трудоемкость работ.

4.Основные способы тушения. Опасность для людей, находящихся в лесу.

5.Административные меры взыскания за нарушения противопожарного режима в лесу.

  1. Пожарная опасность торфяников. Самовозгорание торфа. Лесные пожары в Подмосковье 1972, 1976, 1981, 1992, 1999, 2002 годов.

7.Основные причины пожаров в лесу. Последствия от сжигания сухой правы, тополиного пуха. Примеры пожаров.

Тема 8. Главное — самообладание. Практические занятия по эвакуации.

1.Паника, растерянность, страх, необдуманность действий присущи человеку в период опасности.

2.Действия по сохранению личной жизни до прибытия пожарных подразделений.

3.План эвакуации людей в случае возникновения пожара, как обязательное организационное мероприятие по упорядоченному, эффективному, самостоятельному спасению жизни.

  1. Практические занятия по отработке плана эвакуации из школы.

Учебно — тематический план проведения

№ п/п Тема занятий Кол-во часов Кол-во часов теории Кол-во часов практики Кол-во часов экскурсий
1 1.Опустошительные пожары на Древней Руси. Необходимость организованных государственных мер по борьбе с пожарами. 1
2 История создания противопожарной службы. 1
3 Государственная противопожарная служба. Цель её создания. Структура: пожарные части, государственный пожарный надзор. Добровольные пожарные формирования. Медали “За отвагу” , “ За спасение погибавших”. 1
4 Закон РФ “О пожарной безопасности”. Указ Президента РФ “Об установлении Дня пожарной охраны”. 1
5 Экскурсия в пожарную часть, районную пожарно-техническую выставку. Дружины юных пожарных. 1 1
6  Основные причины пожаров: неосторожность обращения с огнём, неисправность или неправильная эксплуатация электрооборудования, детская шалость с огнём и др. Самовозгорание. 1
7  Характерные примеры пожаров. 1
 8 Курение — самая распространенная из вредных привычек. Вред курения. Причины курения подростков. 1
9 Экологические последствия пожаров. Психологические последствия пожаров. 1
10  Материальные последствия пожаров.  Затраты на обеспечение пожарной безопасности, содержание пожарной охраны как дополнение к стоимости пожара. 1
11  Важность профилактики пожаров 1
12 Пожарная безопасность-комплекс организованных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращения пожара. Инженерно-технические мероприятия. 1
13 Технические и автоматические средства противопожарной защиты. 1
14 Уголовная, административная дисциплинарная ответственность в отношении виновных лиц. 1
15 Необходимость профессии пожарного. Готовность пожарных немедленно прийти на помощь. 1
16 Государственная противопожарная служба. Структура. Добровольные пожарные формирования. Дружины юных пожарных. Специализированные пожарно-технические группы. 1
17 Встреча с сотрудниками пожарной охраны. Посещение пожарно-технической выставки. 1
18 Необходимость сохранения лесных массивов. Большой материальный ущерб от лесных пожаров. 1
19 Защита населённых пунктов, производственных объектов, линий электропередач и др. 1
20 Основные способы тушения. Опасность для людей, находящихся в лесу.
21 Административные меры взыскания за нарушения противопожарного режима в лесу.
22 Основные причины пожаров в лесу. Последствия от сжигания сухой правы, тополиного пуха. Примеры пожаров.
23 Паника, растерянность, страх, необдуманность действий присущи человеку в период опасности.
24 План эвакуации людей в случае возникновения пожара, как обязательное организационное мероприятие по упорядоченному, эффективному, самостоятельному спасению жизни.

 Опасность пожаров